С точки зрения эксплуатации, инновационные процессы нужны для повышения эффективности и постепенных изменений, которые поддерживают бизнес. Большинство компаний справляются с этим сравнительно неплохо. Например, это реинжиниринг бизнес-процессов, снижение затрат, ротация товаров и услуг на новые и лучшие. К сожалению, как показывают примеры Kodak, Nokia и Blockbuster, концентрации исключительно на этом недостаточно.
С точки зрения изучения, инновации – это совершенно новые ценностные предложения, бизнес-модели или другие двигатели роста. Это про инновационные активности, которые приводят к существенному новому росту. Устоявшиеся компании редко осваивают такие виды инновационной деятельности, потому что зачастую для них требуется другой подход к работе. Культура, навыки, процессы и даже мотивационные системы, которые хороши для инноваций в области эффективности и устойчивого роста, просто не годятся для более радикальных инноваций, которые приводят к новому росту.
Эти типы инновационной деятельности также требуют разных наборов бизнес-инструментов. Инструменты и процессы стратегического планирования, подходящие для эксплуатации бизнес-модели, неэффективны, а иногда имеют и негативное влияние, когда дело касается роста. Фактически, инструменты и процессы, необходимые для создания нового роста – такие как Business Model Canvas, Customer Development и Lean Startup – чаще встречаются в стартапах.
Инновационная деятельность организации-амбидекстра Компании, которые хотят побеждать в 21 веке, должны проводить весь спектр инновационных активностей, от «использования» до «изучения». Гуру называют их организациями-амбидекстрами. Этого достичь очень сложно, т.к. для этого требуется сочетать «использование» и «изучение» под одной крышей. Каждый культуре требуются особая организационная структура, процессы и инструменты. Вот почему так важно различать типы инновационной деятельности и их последствия.
Цели инноваций У инноваций есть три основные цели:
- Повышать эффективность существующего бизнеса: например, улучшение бизнес-процессов и повышение продуктивности сотрудников посредством технологий.
- Повышать устойчивость существующего бизнеса: например, ввод новых продуктов и услуг на замену старым или внедрение инноваций в маркетинге и рекламе.
- Создать новые двигатели роста: например, экспериментируя с совершенно новыми ценностными предложениями или бизнес-моделями.
Инновации в эффективности и устойчивости, в основном, гораздо проще внедрить, потому что они довольно предсказуемы, и степень неопределенности ниже. Первые две цели находятся на стороне
использования. Последняя – на стороне
изучения.
Когда вы внедряете инновации для повышения эффективности, вы имеете дело с проверенной и действующей бизнес-моделью. У вас есть информация, что в прошлом работало, а что нет. Нет необходимости изменять бизнес-модель, нужно просто улучшить ее.
Когда вы используете инновации для создания новых двигателей роста, исторические данные зачастую бесполезны, и вам, возможно, придется челленджить ценностные предложения и бизнес-модели, которые работают блестяще, но могут потерять актуальность в будущем. Придется иметь дело с большим числом неизвестных величин. Степень неопределенности гораздо выше. Следовательно, риск потерпеть неудачу также становится существенным.
В конце концов, временные затраты на создание новых двигателей роста обычно гораздо больше, чем для инноваций в эффективности и устойчивости. Для первых может потребоваться довольно долгий инкубационный период, когда последние могут быть внедрены быстро.
Типы Инноваций
Есть несколько типов инновационной деятельности. Некоторые из них компании успешно проводили десятилетиями. Некоторые из них новые и более сложные для большинства организаций. Ниже список самых важных типов инноваций:
- Инновации в бизнес-процессах: например, автоматизация производства.
- Инновации в технологиях и науке: изобретение новых и более быстрых микрочипов для мобильных телефонов.
- Инновации в товарах и услугах: расширение линейки кукол барби до 8 цветов кожи и разных размеров от компании Mattel, или трансфер пассажиров бизнес-класса до аэропорта, от Emirate airlines.
- Инновации в маркетинге и рекламе: использование новых технологий для продвижения товаров и услуг на рынке.
- Инновации в бизнес-моделях: исследование новых способов создания ценности через изменение элементов Канвы бизнес-модели.
Инновации в управлении и организации: например, когда
компания WL Gore устранила иерархию или когда
компания Netflix внедрила инновационную корпоративную культуру.