БЛОГ ФАКТОРИКИ #КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ
Портфель бизнес-моделей.
Часть 3: Карта бизнес-портфеля

В финальной части нашей трилогии, Ив Пинье и я показываем весь спектр нашей карты бизнес-портфеля. Цель – помочь организациям понять, готов ли их бизнес к будущему и рискам потерпеть неудачу.



Оригинал материала: strategyzer
Другие части:
Часть 1 - Управление существующим бизнесом
Часть 2 - Управление новыми инициативами бизнеса

Карта бизнес-портфеля визуализирует весь портфель бизнес-моделей. В части 3 вы можете увидеть целиком концепцию, охватывающую двигатель выполнения (использование/улучшение) и двигатель инноваций (изучение/изобретение). Карта бизнес-моделей охватывает все ваши бизнесы, а также ваши новые инициативы роста. Этот общий вид покажет, подвержена ли ваша компания рискам разрушения, и подготовлены ли вы к будущему.

Давайте просуммируем то, о чем мы с Ивом говорили в первых двух частях:

Двигатель выполнения: использование/улучшение

Здесь вы управляете текущим бизнесом. Вы стараетесь, чтобы все бизнесы вашего бизнес-портфеля были прибыльными и устойчивыми – располагались в правом верхнем углу Карты эксплуатации.

Бизнесы, падающие из правого верхнего в нижний левый угол – умирающие либо нездоровые, на которые вам следует обратить внимание. Это не обязательно означает ликвидацию этих бизнесов – может быть шанс, но он определенно связан с реставрацией, улучшением, а иногда и изобретением бизнеса заново, и с его перемещением в правый верхний угол.

Новые бизнесы, которые переходят из Двигателя Инноваций в Двигатель Выполнения, обычно начинают свой путь с левого нижнего угла. Они очень хрупкие, не особо прибыльные и требуют много внимания. Ваша цель – продвинуть их в правый верхний угол.

В итоге, грамотный Портфель Выполнения включает в себя достаточное количество бизнесов в правом верхнем углу, несколько новых бизнесов в левом нижнем углу, и как можно меньше в остальных частях Карты.

Двигатель инноваций: изучение/изобретение

Когда дело касается двигателя инноваций, вам нужно придумать множество идей. Новые бизнес-модели и инициативы начнут свой путь с левого нижнего угла карты: потенциал их прибыли неясен и у вас мало доказательств того, что идея выстрелит. Вам нужно постоянно разрабатывать, тестировать и адаптировать идеи, ценностные предложения и бизнес-модели, пока они не сместятся в правый верхний угол и не станут проверенной бизнес-идеей с существенной ожидаемой прибылью.

Особенность двигателя инноваций в том, что вам нужно много недорогостоящих проектов в левом нижнем углу, чтобы создать действительно выигрышную модель, которая достигнет правого верхнего угла. Вам придется изучать, проектировать и тестировать множество идей дешево и быстро, чтобы делать выводы и адаптироваться. Инвестиции на этом этапе незначительные. Чем больше подтверждений работоспособности своей идеи вы соберете, тем больше вы вкладываете денег и перемещаетесь в правый верхний угол. Из десяти идей пять отпадут, три дадут средние результаты, и две увенчаются успехом.

Будьте осторожны и не торопитесь продвигать многообещающие идеи из Двигателя Инноваций в пространство существующего бизнеса. Новому бизнесу нужна тяга, стабильность и защита, когда вы отдаете их двигателю выполнения. Они могут быть поглощены двигателем выполнения либо уничтожены доминирующими бизнес-моделями – корпоративные особенности могут погубить двигатель инноваций.

Готовы ли вы к будущему?

Карта бизнес-портфеля демонстрирует, насколько готова ваша организация к будущему. У вас определенно есть сложности, если только несколько бизнесов есть в правом верхнем углу двигателя выполнения, и много бизнесов в зоне риска с низкой прибыльностью. У вас еще больше сложностей, если двигатель инноваций генерирует мало обещающих и подтвержденных инициатив роста.

Конечная цель сбалансированной Карты бизнес-портфеля – показать хорошие, надежные бизнес-модели в правом верхнем углу и множество свежих идей в левом нижнем углу. Некоторые из этих идей переместятся в правую верхнюю часть квадрата изучения и вскоре будут отнесены к существующему бизнесу. Если вы способны спроецировать это на свой бизнес, то можете считать, что готовы к будущему.

Amazon – часто используемый нами пример компании, которая намеренно управляет диверсифицированным портфелем существующих и многообещающих новых бизнес-моделей. Компания продолжает наращивать обороты существующих бизнесов (электронная торговля, AWS, логистика и т.д.), в то же время развивая портфель будущих двигателей роста, который однажды могут стать высокодоходными (например, Alexa, Echo, Dash Button, Prime Air, Amazon Fresh, Mayday Button и другие).

Как вы можете управлять вашим портфелем бизнес-моделей?

Мы с Ивом сформулировали три шага для составления Карты бизнес-портфеля:

  1. Оценка: оцените ваш текущий портфель бизнес-моделей, анализируя текущий и будущий вклад бизнеса (прибыльность и потенциал новых идей) и риски (риск разрушения и проверка новых идей).

  2. Стратегия: определите цели, распределите ресурсы и составьте ваш будущий портфель бизнес-моделей. Другими словами, определите действия Двигателя Выполнения (увеличение прибыли/снижение рисков разрушения) и Двигателя Инноваций (распределение ресурсов для новых идей и тестирование).

  3. Процесс: Внедрите вашу инновационную стратегию и разделите ваш портфель на действия трех типов:

1. Создавайте: приобретайте или перемещайте бизнесы, разработанные двигателем инноваций.
2. Растите: перемещайте бизнесы из левого нижнего угла в правый верхний.
3. Устраняйте: иногда бизнесы могут быть ликвидированы или отделены.
Заинтересовала статья?
Читайте другие записи в нашем блоге:
Портфель бизнес-моделей.
Часть 1: Управление существующим бизнесом
В этой трилогии мы с Ивом Пинье пройдемся по нашей новой концепции, призванной помочь компаниям визуализировать бизнес-модель и управлять ею. Зачем мы это делаем? Многим предприятиям нужны способы измерения и оценки эффективности существующей бизнес-модели и имеющихся рисков, чтобы, в конечном счете, грамотно распределить инвестиции.
Читать далее
Портфель бизнес-моделей.
Часть 2: Управление новыми инициативами бизнеса
Вторая часть нашей трилогии помогает компаниям визуализировать и управлять их портфелем бизнес-моделей. В этой части мы с Ивом Пинье показываем, как лучше всего представить портфель новых инициатив бизнеса, чтобы создать новые двигатели роста.
Читать далее
Корпоративные инновации:
запуск новых продуктов и стартап-инструменты в бизнесе / 1-3 июня
Воркшоп, где вы научитесь развивать внутреннее предпринимательство, запускать корпоративные инновации и быстро выводить их на рынок с помощью Agile, Lean Startup, Customer Development, дизайн-мышления и других стартап-инструментов.
Made on
Tilda