Говоря простым языком, задумки, насколько умными они бы ни казались, никогда не реализуются таким образом, как вы изначально представляли. Стив Бланк, инициатор движения Lean Startup, любит говорить: «ни один бизнес-план не выживает после первого контакта с покупателями». Но почему это делает детальные бизнес-планы рискованными? Будучи предпринимателем, как только вы «продали» бизнес-план менеджменту или инвесторам, они по сути «купили» ваш план и ожидают от вас его реализации – даже если ваш план оказывается неверным, что часто случается с новыми стартапами. Во-вторых, после того как вы вложили много сил в многословный и сложный документ, вы вряд ли бросите дело на середине пути, и вряд ли будете искать новые пути, чтобы превратить первоначальную идею в бизнес.
Так в чем же заключается альтернатива? Последуйте совету Майкла Шреджа из MIT. Шредж говорит, что «идея, которую можно протестировать, лучше хорошей идеи». Чем писать длинный бизнес-план, лучше быстро протестировать идею, чтобы найти достаточные доказательства для ценностного предложения, которого ожидают клиенты, а также прибыльную и масштабируемую бизнес-модель. Ниже приведены шаги:
- Создайте прототип: быстро набросайте свою идею с учетом Канвы бизнес-модели и Канвы ценностного предложения.
- Задайте вопрос: спросите себя, что должно оказаться верным, чтобы ваша идея сработала, то есть определите основную гипотезу.
- Тестируйте: проверьте желательность (захотят ли это покупатели?), осуществимость (могу ли я создать это?) и жизнеспособность (принесет ли это прибыль?).
- Повторяйте: адаптируйте и усовершенствуйте первоначальную Канву бизнес-модели и ценностного предложения, с учетом результатов тестирования.
Я категорически против длинных и совершенных бизнес-планов на ранних стадиях стартапа, потому что они заставляют чистой воды фантазии казаться хорошими и реализуемыми идеями. По-настоящему снижает риск многократное тестирование идеи до тех пор, пока вы не придумаете, как воплотить ее в жизнь. Когда вы это выяснили, можете приступать к написанию бизнес-плана.
Бизнес-планы vs Канва & Lean Startup