7 применимых рекомендаций руководителю бизнеса о том, как выйти победителем из кризиса
Автор: Лиза Тихер
автор блога «Факторика»
Как стать сильнее в кризис?
Бизнес в России и во всём мире напрямую связан с риск-менеджментом и с готовностью «выживать» в кризис. Но то, что произошло в мире сегодня, ломает самые прочные бизнес-стратегии и не оставляет никакой возможности просчитать варианты развития событий.

Стать сильнее в кризис возможно. Стоит выделить время и пересмотреть логику действий. Новая реальность наступила внезапно и раньше, чем мы все предполагали. Давайте обдумаем ходы и выиграем эту партию у кризиса.

Сегодня мы подготовили 7 эффективных рекомендаций для руководителей бизнеса. Для их применения стоит новаторски подойти к тем вопросом, в которых раньше использовался прагматичный расчёт.
    1
    Сокращение затрат
    В первую очередь, необходимо спрогнозировать дальнейшие события по методу «Что, если...» и рассмотреть в том числе пессимистичные сценарии. После этого рассчитать, на какой временной промежуток вам хватит денег. Этот момент стоит держать под контролем, чтобы не остаться в один день без средств к существованию. Сокращайте затраты на факультативные активности. Дорогостоящая стратегическая аналитика и отчётность по рынку сейчас будет слабо применима в силу того, что распространение пандемии не во власти людей. Также экономить можно и на жизненно необходимых аспектах: проверьте и сравните цены конкурентов ваших поставщиков.

    Пример экономии в процессе логистики вы можете прочитать в блоге McKinsey: «Восстановление процесса поставок в период коронавируса». Попробуйте перевести валютные кредиты в рублёвые, а общий объём кредитов снизить. Если кризис затянется, а объём прибыли не восстановится, эта строчка в бюджете может вас разорить. Есть множество аналитических материалов, которые помогут сократить расходы. Одним из лучших руководств по решениям во время кризиса поделилась компания EY: «Основы антикризисного управления COVID-19: десять лучших решений».

    2
    Работа с командой
    Оцените эффективность каждого сотрудника и не спешите расставаться с ними. Оптимизируйте деятельность персонала. Человеческий ресурс — главный двигатель бизнеса. Организуйте процесс работы так, чтобы важные функции выполнялись быстрее и не выбивались из новой стратегии работы. В период кризиса на плаву остаются самые организованные компании, станьте такой. Выработайте новые методологии работы, разделите команду на группы, дайте сотрудникам пул задач, которые станут для них вызовом.

    Проработайте принципы мотивации — должны остаться только коллективные показатели, личные успехи уходят в период кризиса на дальний план. Сооснователь МШУ «Сколково» Рубен Варданян поделился рекомендациями по перестройке команды в период кризиса, читайте об этом в статье. После кризиса команда должна вырасти и применить опыт удалённой работы для автоматизации процессов в мирное время. Корпорации уже сегодня говорят о том, что стали достигать лучших результатов благодаря удаленной работе и уже планируют 1 день в неделю оставлять для работы из дома. Организуйте ежедневные короткие звонки-планёрки, а также ведите документ с целями и результатами для всех команды.

    3
    Финансовая осознанность
    Если вы решили, что без кредита не обойтись, ответственно подойдите к выбору банка. Ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в некоторых банках выросли. Также важный момент — валютные риски для тех, чья предпринимательская деятельность связана с импортом. Валютные контракты помогут зафиксировать курс валюты на день заключения контракта. Курс рубля может упасть за период кризиса, в этом случае валютный контракт станет подушкой безопасности для вас. Изучите все возможные льготы, которые даёт государство. Свежий список принятых документов для поддержки бизнеса:

    • Отсрочки по отчетности, налогам, представлению пояснений и т.п. — Постановление Правительства РФ от 02.04.20 N 409
    • Список пострадавших отраслей — Постановление Правительства РФ от 03.04.20 N 434. Список расширили, добавили кинотеатры и стоматологии — Постановление Правительства РФ от 10.04.20 N 479
    • Ставки страховых взносов — Закон от 01.04.20 N 102–ФЗ
    • Больничные — Закон от 01.04.20 N 104-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 01.04.20 N 402
    • Налоги по Москве — Постановление Правительства Москвы от 31.03.20 N 273-ПП
    • Арендаторам и арендодателям — Постановление Правительства РФ от 03.04.20 N 439, Постановление Правительства Москвы от 31.03.20 N 273-ПП
    Проработайте скорость отчётности и её прозрачность. Это поможет вам быстрее реагировать на изменения потребительского поведения и принимать грамотные решения о работе с поставками и в других направлениях, которые отражаются в отчётах. Например, отчёт о продажах в продуктовых магазинах и аптеках, который предоставлялся 1 раз в месяц, в данных обстоятельствах разумно собирать как минимум 1 раз в неделю.

    4
    Пересмотр стратегии
    Найдите новые возможности для вашей компании. Определите, какую нишу занимаете на рынке, попробуйте поменять вектор и найти новую бизнес-модель. Промониторьте активности, которые появляются на рынке, возможно, есть активность, к которой вы можете присоединиться в качестве партнёра, либо исполнителя. Обратите внимание на государственные тендеры. Кризис — время расширять сегмент и начинать работу по модели B2G. Продумайте, в какое направление вы могли бы уйти при падении спроса. В период кризиса люди меньше покупают, но готовы тратить деньги на то, что облегчит их жизнь. Мы предлагаем обратиться за информацией к статьям из блогов McKinsey и EY: «COVID-19: последствия для бизнеса» и «Восстановление процесса поставок в период коронавируса».



    5
    Диджитализация
    Эти рекомендации больше всего относятся к ритейлу, но и другие сферы ловят волну цифровизации. Наступила новая реальность и поведение потребителей изменилось. Переход в онлайн, который ритейл прогнозировал в перспективе 5 лет, происходит сейчас. Конечно, офлайн не умрёт, люди любят новые эмоции и приходят в офлайн-точки продаж не только за покупками, но и за впечатлениями. Но, привыкнув к простоте онлайн-покупок, часть потребителей, если не на все сто, то частично переберётся в цифровой мир. О том, как переосмыслить и создать долгосрочную стратегию розницы после пандемии, читайте аналитическую статью.
    6
    Социальная ответственность
    Главный тренд — социальная активность в ситуации пандемии. Это долгосрочный тренд, который определит, к какому бренду лояльность аудитории повысится, а к какому безвозвратно упадёт. Потребители будут «вознаграждать» именно те компании, который в сложившейся ситуации ведут себя «правильно». От корпорации ждут, что она будет ценить людей выше прибыли, сделает взаимодействие с клиентами более безопасным, направит свои силы для общей борьбы с последствиями пандемии. Например, многие фэшн-бренды приостановили производство одежды и запустили изготовление костюмов для врачей и масок. Vogue привёл конкретные кейсы. Правильное корпоративное управление улучшит имидж компании, обратите внимание на это и оставайтесь гуманными.
    7
    Подъём после кризиса
    А вообще главное — оставаться оптимистами и помнить, что и пандемия, и кризис — временные явления, которые можно и нужно переживать с пользой для личностного и корпоративного роста. Поработайте над стратегией вместе с командой, продумайте, как поймать волну подъёма после кризиса. Если сегодня спрос на ваши товары и услуги падает, то эффект отложенного спроса никто не отменял. Люди будут ждать новых положительных эмоций, вернутся в офлайн за долгожданными покупками, будут тратить деньги на то, что было недоступно в период карантина и кризиса. Будьте готовы к этому. Помните, что нишу займут те, кто предоставит самые выгодные предложения. В общении с аудиторией очень важен маркетинг, проработайте пост-карантиновую коммуникационную стратегию заранее.
    Следите за своим здоровьем, а также за здоровьем вашего бизнеса и оставайтесь дома.

    Напишите нам

    И мы ответим на вопросы, пришлем описание интересного вам продукта или напишем предложение и программу под запрос.

    Контакты:
    +7 499 347 17 10
    hello@factorica.ru
    Российский офис:
    Москва, БЦ "Белая площадь", Бутырский вал, 10, WeWork.

    Европейский офис:

    Lisbon, AVENIDA DA LIBERDADE Nº 144, 4th floor.

    Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
    Factorica Corporate Innovation
    Москва, Бутырский вал 10, 6 этаж,
    Белая площадь, Wework
    Phone: +7 499 347 17 10
    E-mail: hello@factorica.ru

    Factorica Innovation / 2020
    Никакая часть материалов данного сайта и/или его субдоменов не является офертой.