Почему длинные бизнес-планы увеличивают риск провала
Бизнес-планы – отличный инструмент в контексте таких задач, как строительство нового завода или увеличение продаж. Однако настаивать на бизнес-плане, когда речь идёт об инновациях и новых венчурах – ужасная идея. На самом деле, длинные бизнес-планы часто увеличивают риск неудачи. Позвольте мне объяснить и предложить альтернативу

Оригинал материала: Strategyzer

Вы когда-нибудь писали бизнес-план, чтобы убедить своих боссов или инвесторов в ценности идеи?

Если да, то вспомните, что именно вы делали. Возможно, вы пытались объяснить, почему ваша идея была хорошей, цитируя данные из исследований рынка. Наверное, вы также показывали электронные таблицы со смелыми прогнозами доходов и красиво рассказали, как вы будете реализовывать эту идею. Плохо!

Но почему же это плохо? Как может написание подробного и продуманного бизнес-плана увеличить риск неудачи?

Проще говоря: идеи – какими бы умными они ни казались – никогда не выходят такими, как вы изначально думали. Стив Бланк, инициатор движения Lean Startup, любит говорить: "Ни один бизнес-план не выживает при первом контакте с клиентами". Но почему это делает подробные бизнес-планы рискованными? Во-первых, как только вы "продаете" бизнес-план руководству или инвесторам, они по существу "покупают" ваш план и ожидают, что вы его реализуете, даже если ваш план окажется неправильным, что в основном относится к новым венчурам. Во-вторых: когда вы вложили много работы в длинный сложный документ, у вас меньше шансов бросить идею, поменять направление и исследовать новые пути, чтобы превратить вашу первоначальную идею в бизнес.



Если бизнес-план – плохая затея, то что тогда делать? Следуйте советам Майкла Шрейджа из Массачусетского технологического института. Шрейдж говорит, что "проверяемая идея лучше, чем хорошая идея". Вместо того чтобы писать длинный бизнес-план, вы должны быстро тестировать идеи, пока вы не найдете достаточных доказательств для формирования ценностного предложения и создания прибыльной, масштабируемой бизнес-модели. Действуйте следующим образом:
1
Создайте прототип
Сделайте набросок своей идеи с помощью канвы бизнес-модели и канвы ценностного предложения.
2
Задавайте вопросы
Спросите себя: что должно быть правдой, чтобы ваша идея работала, т. е. определите лежащие в её основе гипотезы.
3
Тестируйте
Проведите тесты на желательность (захотят ли ваш продукт клиенты?), осуществимость (можно ли создать его?) и жизнеспособности (будет ли это выгодно?)
4
Работайте итерациями
Адаптируйте исходные наброски бизнес-модели и ценностного предложения и детализируйте их с увеличением количества доказанных гипотез.
Я категорически против длинных и сложных бизнес-планов на ранних стадиях развития продуктов, потому что они делают чистые фантазии похожими на хорошую и осуществимую идею. По-настоящему снижение риска происходит во время тестирований: вы должны повторять итерации до тех пор, пока вы не раскрыли все аспекты работы вашей идеи. Как только вы это выяснили, вы можете начать писать бизнес-план.
Бизнес-план vs. Канвы и Lean Startup
Заинтересовала статья?
Читайте другие записи в нашем блоге:
Открытый воркшоп
Корпоративные инновации:
запуск новых продуктов, инноваций
и стартап-инструменты в бизнесе

Научитесь развивать внутреннее предпринимательство, запускать корпоративные инновации и быстро выводить их на рынок с помощью Lean Startup, Customer Development, Agile, Lean Innovation, продуктовых фреймворков, дизайн-мышления и других подходов.
2,5-дневный воркшоп
30 ноября, 1-2 декабря
19.00 - 22.00 (пятница)
10.00 – 19.00 (выходные)
От официальных партнеров
Lean Startup в России
Сертификация CIE Level 1
Made on
Tilda